В предыдущей статье вы могли узнать историю Хэла Финни, человека, который общался с Satoshi Nakamoto до запуска Bitcoin, был получателем первой транзакции, первым написал о Bitcoin в социальной сети Twitter и был одним из первых майнеров криптовалюты.
Мы также знаем, что после смерти Хэла Финни, Satoshi Nakamoto никогда больше не появлялся онлайн под известными аккаунтами.
Так был ли Хэл Финни человеком, стоявшим за созданием Bitcoin?
Для начала обратимся к самому Хэлу Финни.
Ранее Хэл Финни вместе со своей семьей жил в городе Temple City (36,500 человек), где также проживал Дориан Накамото. Это человек, на которого в 2014 году началась настоящая охота репортеров. Журнал Newsweek опубликовал статью, в которой утверждалось, что Дориан и есть Satoshi Nakamoto, так как обладает соответствующими навыками, а его деятельность связана с властями США и засекречена. Когда журналисты впервые нашли Дориана, он оговорился, что укрепило подозрения:
“Я больше не участвую в этом и не могу об этом говорить”, – сказал он, отметая все дальнейшие вопросы взмахом левой руки. “Это передано другим людям. Теперь они отвечают за это. У меня больше нет никакой связи с этим”.
В марте 2014 года, за пять месяцев до смерти Хэла, журналист Forbes и Wired Энди Гринберг смог взять у Финни интервью в его доме. Финни уже был прикован к креслу и не мог говорить, но с помощью движений зрачков он набирал текст, который затем произносился синтезированным голосом.
Хэлу было всего 57 лет, но из-за редкого заболевания ALS он утратил контроль над мышцами. Когда Энди Гринберг пришел к Финни, Хэл уже терял контроль над своими глазами.
Каждая фраза давалась Хэлу с трудом. В первые 10 минут беседы он набирал фразу, в которой просил приехавшего журналиста не переживать из-за опоздания на 15 минут, вызванного пробкой на шоссе. Финни оставался оптимистом и поддерживал окружающих даже на пороге смерти.
Пока Хэл набирал фразы, Энди Гринберг беседовал с его супругой Фран Финни. В браке они прожили более 30 лет. Фран рассказала, что они никогда не были богаты из-за участия Хэла в раннем этапе Bitcoin. Почти все средства, полученные от майнинга, пошли на медицинские расходы. Большинство монет было продано еще до того, как цена резко выросла.
После интервью читатели отправили семье Финни 25 BTC, что на тот момент соответствовало $12,500. Фран планировала потратить эти средства на новое устройство для считывания электрических сигналов с мышц, чтобы упростить для Хэла набор текста. Но из-за несовместимости существующих устройств с мышцами, которые Хэл мог контролировать, средства были использованы для его заморозки после смерти.
Диалог Гринберга с Финни проходил в формате “Да” или “Нет”, чтобы снизить нагрузку.
- Участвовали ли вы в создании Bitcoin? – Нет.
- Знакомы ли вы с Дорианом Накамото? – Глаза смотрят вниз, что означает “Нет”. Но Финни усмехается.
Гринберг выяснил, что ALS меньше влияет на непроизвольные движения. Поэтому Хэл не мог улыбнуться по команде, но мог улыбаться, когда что-то его забавляло.
Перед интервью Гринберг собрал тексты Дориана Накамото и отправил их на экспертизу для сравнения с сообщениями Satoshi Nakamoto. Экспертиза показала полное несоответствие стилей. Тогда Гринберг собрал образец из 20,000 символов текстов Хэла Финни, и эксперт компании Juola & Associates впервые дал ответ, что авторы текстов могут совпадать.
На раннем этапе запуска Bitcoin Хэл переписывался с Satoshi, присылал ему баги. Они вместе заказывали аудит у третьей стороны. Сообщения Хэла, направленные Satoshi, нам известны.
Джейсон Финни, сын Хэла, предоставил журналисту доступ к Gmail-аккаунту, с которого Финни общался с Satoshi. Даты писем и история транзакций совпадали.
Перед уходом журналист спросил у Хэла: считает ли он, в контексте создания open source кода, себя одним из создателей Bitcoin? Финни ответил согласием. Гордится ли он своей работой? – согласие и улыбка.
На этом мы оставим интервью Энди Гринберга и посмотрим на факты.
Факты о том, что Хэл Финни НЕ был Satoshi Nakamoto
- Понимание криптографии • Хэл Финни был специалистом высокого уровня, обладающим большим опытом в криптографии. Satoshi не был профессионалом ни в программировании, ни в криптографии. • Накамото использовал эллиптическую кривую secp256k1, что необычно. Большинство профессиональных криптографов предпочли бы кривую, соответствующую стандартам NIST. Лайам Хэнич спрашивал его об этом, и Накамото, по словам Хэнича, ответил: “Я показал ее нескольким людям, и они сказали, что это хорошо”, согласно интервью Cointelegraph в 2020 году. • Гэвин Андресен, второй руководитель Bitcoin после Satoshi, однажды назвал использование Накамото SSL “наивным” и также критиковал его недостаток документации для таких вещей, как подписи Шнорра или Лампорта. • Петер Тодд, разработчик Bitcoin Core, сказал: “Он принимал много дизайнерских решений, предполагающих, что он не был ‘профессиональным’ криптографом…”.
- Языки программирования • Satoshi писал на C++, и это была одна из причин, по которой Хэл считал, что за ником скрывается молодой человек. Сам он программировал на C и считал, что переход на C++ сложен и на нем работают только те, кто учил этот язык в молодости. • Стиль программирования Финни значительно отличался от стиля Satoshi. Они не сходились в выборе криптографических решений. Хэл на раннем этапе смог значительно ускорить работу сети, обладая навыками, которых не было у Satoshi. • Если сравнить код RPOW (созданный Хэлом Финни) и код Bitcoin (написанный Satoshi), видна стилистическая разница: использование табов Хэлом и пробелов Satoshi, различия в написании комментариев и функций.
- Операционные системы • Satoshi был пользователем Windows, в то время как Хэл Финни работал на Mac. У Хэла был старый IBM, который он использовал для майнинга на раннем этапе. Но мы знаем, что у Satoshi не было Mac. Он обратился к Laszlo Hanyecz, чтобы тот портировал клиент Bitcoin на Mac OS, и сам указал, что у него нет Mac.
- Время • Хэл Финни вел спортивный образ жизни, участвовал в триатлонах и марафонах. В субботу 18 апреля 2009 года он участвовал в забеге на 10 миль (16 км) с 8 утра. Его результат был 1:17:40 – он занял 98 место из 462 участников забега. • В это же время Satoshi вел переписку с разработчиком Bitcoin Майком Херном. Эти письма опубликованы и имеют таймштамп. Херн работал в офисе Google в Цюрихе. При конвертации времени Швейцарии в часовой пояс Калифорнии получается, что Satoshi был активен, пока Хэл Финни участвовал в забеге. • Был ли это сам Финни? Да, есть фотографии участников забега, на которых четко виден Хэл Финни.
- Место • 14 и 15 августа 2010 года Хэл Финни был участником Singularity Summit в Сан-Франциско. В это время ему уже было тяжело работать с кодом. В это же время Satoshi вносил правки и написал 17 сообщений на форуме.
- IP-адреса • На раннем этапе Bitcoin клиент подключался к каналу IRC, где проверялось IP. В журнале отладки есть 3 IP-адреса, которые были подключены 10 января 2009 года – на следующий день после запуска сети. В это время Satoshi и Хэл Финни были единственными людьми, которые работали над проектом. • Адрес Финни открыт, на нем же размещался его сайт и сайт его жены. С этим же IP Хэл подключался и в другие дни. Адрес Satoshi принадлежит другому провайдеру в Калифорнии.
- Письмо Satoshi Марти Маалми • 21 июля 2009 года Satoshi написал письмо одному из ранних разработчиков Bitcoin – Марти Маалми из Финляндии. В письме Satoshi говорит, что Хэл помог на раннем этапе, но сейчас не участвует в разработке. Там же он упоминает, что сам нуждается в отдыхе после 18 месяцев активной разработки.