Доктор Крейг Стивен Райт родился в 1970 году в Брисбене, Австралия, в семье матери, которая занималась вводом данных на перфокарточки для ранних компьютеров, и отца-ветерана Вьетнамской войны. У Райта более 20 научных степеней, включая магистра статистики и судебной психологии, а также диплом по искусству.
Райт говорит, что первый прототип Bitcoin под названием Blacknet он создал в 1997 году.
В середине 2000-х он познакомился на онлайн-форуме с американским специалистом по безопасности Дэйвом Клейманом (умер в 2013). Они встретились один раз, но затем плотно работали онлайн. Райт написал книгу о расследовании компьютерных взломов, а Клейман её редактировал.
В 2015 году неизвестный предположительно получил доступ к почте Satoshi Nakamoto, которая истекла на сервисе, предоставляющем услуги анонимной почты, поэтому неизвестный смог зарегистрировать её повторно и получить доступ к прежним сообщениям. В скриншоте той почты видно письмо, на котором Райт просит у Клеймана помощь в редактировании текста, описывающего биткоин. Сам Райт говорит, что скриншот поддельный и его предоставили наследники Клеймана, желающие разделить авторство Bitcoin. Райт настаивает на том, что создал Bitcoin самостоятельно.
Документация Биткоина была опубликована 31 октября 2008 года за авторством Satoshi Nakamoto и защищена открытой лицензией, разработанной MIT.
Райт рассказывает, что разделил интеллектуальную собственность между четырьмя австралийскими компаниями, которыми он управлял. Information Defense получила права на базу данных Bitcoin, Integyrs – доступ к криптографическим исследованиям, Greyfog – информацию об интернете вещей, а Strassen – все разработки в области шардированной сети.
Райт говорит, что начал работу над патентом Bitcoin в 2010 году, хотя доказательств конкретной даты нет. Первый патент, связанный с Bitcoin, на его имя был выдан в США в 2017 году.
В 2011 году Райт с первой женой основали компанию, позже переименованную в Tulip Trust. Сам Райт говорит, что компанией владеет бывшая жена Линн.
13 декабря 2010 года создатель биткоина вошёл в систему под псевдонимом, совершив одно из своих последних действий, видоизменив лицензию с “Авторское право (с) 2009-2010 Сатоши Накамото” на “Авторское право (с) 2009-2010 Разработчики биткоина”. Через несколько дней Андресен опубликовал сообщение: “При благословении Сатоши и с большим сожалением я начну активное управление проектом биткоина”.
В следующую весну Сатоши Накамото отправил, как считается, последнее личное сообщение и затем исчез, или так гласит история. “Я перешёл к другим вещам”, – написал он в письме бывшему разработчику биткоина Майку Хёрну. “Он находится в хороших руках с Гэвином и всеми остальными”, – сказал Хёрн, утверждая, что письмо “подлинное”.
Райт утверждает, что он не согласился на передачу власти. Он говорит, что новое поколение разработчиков биткоина, включая Владимира ван дер Лаана, бывшего главного обслуживающего кодового репозитория, обошло контроль администратора, которым Райт пользовался для управления кодовой базой, когда они перенесли программное обеспечение на GitHub и затем изменили лицензию там. По сути, Райт утверждает, что биткоин был украден. “Я не ожидал, что люди всё сделают таким образом, обходя мой административный контроль”, – говорит он. “Так они создали совершенно новые сайты и вытеснили меня”. В письме Forbes ван дер Лаан отрицает перенос кодовой базы. Он также отрицает изменение лицензии. “Это было сделано Сатоши”, – написал он.
В апреле 2013 года Клейман умер, оставив своего брата, Иру, представителем своего имущества. Через бизнес W&K это имущество принадлежало интеллектуальной собственности, связанной с биткоином, и, возможно, 1,1 миллиона биткоинов, в настоящее время стоимостью 33 миллиарда долларов, полученных путём майнинга криптовалюты – хотя никто не продемонстрировал наличие приватного ключа Накамото, который необходим для перемещения этих активов.
8 декабря 2015 года Райт стал спорной фигурой в мире криптовалюты после того, как Wired и Gizmodo опубликовали отдельные материалы на основе анонимных утечек, утверждая, что существует большая вероятность того, что он является Сатоши Накамото или, как сказал Wired, “гениальным шарлатаном, который очень сильно хочет, чтобы мы поверили”. Райт говорит, что “статьи Wired и Gizmodo основаны на информации от Иры Клеймана. Чтобы выдумать историю о его брате, которая никогда не произошла, Ира подделал документы, сделал ложные заявления и использовал несколько адресов электронной почты, обращаясь к журналистам, притворяясь разными людьми. Он сделал это, чтобы получить деньги, которые ему не принадлежали”.
В апреле 2016 года предприниматель Джон Матонис и разработчик программного обеспечения Андресен утверждают, что были свидетелями демонстраций, которые, по их мнению, показывали, как Райт подписывает сообщение в блокчейне биткоина с зашифрованной подписью, связанной с Сатоши Накамото; оба затем публично заявили, что они верят в его утверждение.
Несмотря на то, что Райт, казалось бы, подписался с помощью подписи Накамото, были быстро высказаны сомнения в подлинности его доказательств. Отчёт Vice показал, что похоже, что подпись могла быть поддельной. В письменном объяснении, опубликованном Райтом в следующем месяце, последовало возражение от исследователя по безопасности Дана Каминского, который сказал, что сообщения могли быть отправлены без знания закрытого ключа Накамото.
Райт до сих пор не повторил своего доказательства, и он также не перевёл ни одного биткоина со счёта Накамото, что неопровержимо бы доказало, что у него есть доступ к закрытому ключу создателя биткоина.
С 2015 года Райт начал сотрудничать со Стефаном Мэтьюзом – предпринимателем в сфере азартных игр. Мэтьюз говорил, что знал Райта с 2006 года и получил документацию Bitcoin от Райта до того, как она была опубликована.
У Райта с Мэтьюзом был общий бизнес – nChain. Необходимость в инвестициях со стороны привела их к Кэлвину Эйру (Calvin Ayre), владельцу “Bodog”, некогда бывшему самым разыскиваемым лицом в США. К моменту знакомства с Райтом и Мэтьюзом, Эйр уже признал вину в одном из нарушений и покинул гэмблинг.
Познакомившись с Райтом, он решил инвестировать в его проекты. Для старта Эйр купил СМИ о криптовалюте “CoinGeek”.
В 2018 году Райт, Эйр и Мэтьюз запустили Bitcoin Satoshi Vision (BSV), криптовалюту на основе версии биткоина до 2017 года, которая не включала изменения, сделанные для повышения приватности валюты, с чем Райт не согласен.
В апреле 2019 года Райт зарегистрировал два авторских права в Управлении авторского права США: одно на биткоиновскую белую книгу, другое на программное обеспечение. В следующем месяце агентство опубликовало заявление, в котором говорится: “Управление авторского права не проверяет правдивость какого-либо заявления… В случае двух регистраций, выданных г-ну Райту, в процессе экспертизы Управление приняло на заметку известный псевдоним ‘Сатоши Накамото’ и попросило заявителя подтвердить, что Крэйг Стивен Райт является автором и правообладателем зарегистрированных произведений. Г-н Райт подтвердил это”.
В феврале Райт снова перешёл к наступлению. Tulip Trading, компания, которая, по его словам, принадлежит Tulip Trust, подала иск в отношении 16 разработчиков биткоина в Высоком суде Юстиции Великобритании, включая ван дер Лаана, утверждая, что у них есть обязанности внести изменения в код биткоина, которые, по его мнению, вернут $3 миллиарда стоимости криптовалюты, которая, как он говорит, была украдена у него – отдельно от $33 миллиардов стоимости биткоинов, якобы принадлежащих W&K.
Затем в июне Высокий суд Юстиции Великобритании заявил, что дела COPA, дело против разработчиков биткоина и два других дела будут рассматриваться совместно, начиная с января 2024 года. В частности, они будут рассматривать то, что суд называет “проблемой идентификации”, общей для каждого дела. “Ни одно из этих дел не приведёт к успеху, пока Крейг Райт не докажет, что он Сатоши Накамото”, – говорит Пирс. “Все они связаны с интеллектуальной собственностью. Но все они зависят от того, что Крейг Райт является Сатоши Накамото. И он этим не является”.
В марте 2024 года суд принял решение о том, что Крейг Райт не является Сатоши Накамото.
Сейчас Райту и его компаниям принадлежат 800 патентов, связанных с блокчейном, и ещё 3,000 патентов ожидают подтверждение. Он активный патентный тролль, который вызывает в суд разработчиков Bitcoin.
“Многие из этих патентов, как ни странно, являются законными”.