Николас Уильям Лисон родился 25 февраля 1967 года в Уотфорде (Великобритания). Родители Ника не были из местной аристократии и даже не относились к среднему классу, они были обычными рабочими. Отец работал разнорабочим и штукатуром, а мать была медсестрой. В 1985 году Ник получил школьный диплом, для которого он сдал 6 базовых экзаменов и 2 продвинутых экзамена, но провалил третий продвинутый экзамен – математику. Оценки Ника были ниже средних, а провал по математике ограничил его доступ к высшему образованию, где требовалась математика.
Но Ник и не пошел в университет. Вместо этого он устроился на работу клерком в частный банк Coutts, где занимался сортировкой чеков. Банк Coutts работал со счетами богатых клиентов, так что конкуренция за вакансию была высокая. Ник обошел 300 конкурентов, и работа казалась ему перспективной. На самом деле от него не требовали особых навыков или критического мышления. Карьера клерка началась. Но Ник не собирался останавливаться на достигнутом, он стремился использовать любую возможность для того, чтобы получить повышение или перебраться в более крупный банк.
Так в 1987 году он получил приглашение в банк Morgan Stanley, где Ника обучили быстрым расчетам по фьючерсам и опционам, но вновь посадили за бумажную работу. Из Morgan Stanley его в 1989 году переманили в старейший британский банк Barings. К этому моменту Ник проработал в банковской системе 5 лет, не имея высшего образования, но хорошо понимал документооборот и принципы работы банка. В Barings он зарабатывал 12 000 фунтов в год, что примерно соответствует 40 000 фунтов на сегодняшний день.
Банк Barings был основан в 1762 году и являлся старейшей компанией Великобритании. Его прочность и стабильность была непоколебима. Среди клиентов банка была сама Королева Елизавета. От ее имени банк совершал инвестиционные сделки. Даже Граф Монте-Кристо (по авторству Дюма) хранил деньги в этом банке.
В 1992 году Ник Лисон получил предложение сменить отдел внутри банка Barings и стать генеральным менеджером по финансовым операциям в отделении банка на Сингапурской валютной бирже. Ник стал одновременно главным менеджером и трейдером в этом отделении. К этому моменту банк Barings выходил на рынок фьючерсов, не имея специалистов, поэтому Ник, знакомый с фьючерсами по работе в Morgan Stanley, смог протиснуться на привлекательную вакансию.
Стоит отметить, что к моменту вылета в Сингапур Лисон получил отказ по заявке на лицензию брокера в Великобритании, что было связано с фальсификацией данных в заявке. Лисон, а вместе с ним и банк Barings, скрыли этот факт при получении лицензии для торговли в Сингапуре.
С 1992 года Лисон совершал несанкционированные спекулятивные сделки, которые вначале приносили банку доход. Так Barings заработал 10 миллионов фунтов, что составило 10% от годовой прибыли компании. При такой эффективности Ник заработал бонус в 130 000 фунтов, что в 2,5 раза превышало его годовую зарплату. В этот момент лондонские газеты писали о Нике как о гениальном трейдере. В следующем году доход от торговли Лисона составил уже 30% от прибыли банка, а Нику к этому моменту было 26 лет.
Среди прочих сделок Ник использовал следующую схему: на индекс NIKKEI 225 покупались фьючерсы и опционы, которые выставлялись на Сингапурской бирже SIMEX. Из-за часовой разницы между биржами трейдер мог предполагать дальнейшее изменение котировок на основе того, как торговля развивалась в Японии. После того как мошенничество Ника стало публично известно, эту возможность закрыли.
Предприимчивый Лисон получил от банка карт-бланш на совершение сделок, ведь “он просчитывал поведение рынка на шаг вперед”.
Примерно в это же время Лисон начал использовать счет “88888” для исправления ошибок, чтобы скрыть свои убытки. По его словам, счет начали использовать, чтобы скрыть ошибки одной из подчиненных Лисона. Она должна была купить 20 контрактов Fuji, но вместо этого продала контракты и нанесла компании ущерб в 20 000 фунтов.
Лисон использовал счет для покрытия своих неудачных сделок, а также сделок своих подчиненных. Он покрывал своих друзей, в его команде работали трейдеры, приходившие на работу после ночных вечеринок. Масштаб сокрытия данных рос. Ник спрятал разницу в 500 контрактов, что стоило Barings уже 1,7 миллиона долларов. Лисон утверждал, что никогда не использовал подобные махинации для собственного обогощения, но в 1996 году следователи нашли 35 миллионов долларов на его банковских счетах.
С конца 1992 года до начала 1993 года потери на коррекционном счету увеличились с 2 миллионов фунтов до 23 миллионов фунтов. К концу 1994 года минус увеличился до 208 миллионов фунтов.
В это время Лисон занимался удвоением размера позиции. Так, в случае потери по сделке, он открывал следующую сделку вдвое больше предыдущей, чтобы в случае успеха отбить предыдущий минус. В 1993 году эта стратегия позволила ему выйти из отрицательного баланса в 6 миллионов фунтов. Тогда Лисон решил отказаться от использования коррекционного счета, но для поддержания репутации трейдера-гения вновь вернулся к сокрытию результатов торговли.
Убытки вынуждали Ника запрашивать из Лондона все больше денег, для этого Лисону приходилось выдумывать различные истории. Узнать об этом можно из фильма “Аферист” (1999 года) или книги “Как я обанкротил ‘Бэрингз'”.
Ник отправлял в Лондон поддельные письма под подписью руководителя сингапурского офиса с уверениями, что все находится под контролем. Операционные убытки расписывались разными датами, контрагентами и направлениями бизнеса. Руководство Barings видело потери, но не могло посчитать точную сумму и источник этих убытков.
Лисон манипулировал рынком. Имея опционы на Nikkei 225, он тянул убыточную позицию, а чтобы вывести ее в безубыток, откупал индекс на другой бирже на огромные деньги. Ник хотел вызвать искусственный дефицит и рост цены, но цена падала. Он буквально вложил все деньги банка в одну торговую сделку. Такая торговля не могла долго продолжаться.
16 января 1995 года Лисон сделал ставку на то, что индекс NIKKEI 225 не сдвинется с места. Но в 5 утра в Японии произошло сильное землетрясение магнитудой 7,2. Оно разрушило часть города Кобе, погибло более 6 500 человек. Индекс обрушился. Ник купил 20 тысяч фьючерсных контрактов, пытаясь оказать давление на рынок, но все было напрасно. Сделки закрылись с убытком вдвое превышавшим активы банка.
23 февраля Ник написал прощальное письмо “I’m sorry” руководителю сингапурского офииса и попытался скрыться. Он прилетел в Малайзию, где отпразновал 28-летие со своей женой. В этот момент его уже разыскивали по всему миру. Ник понимал, что его поймают в любом случае, поэтому стремился вернуться в Англию для того, чтобы сесть в местную тюрьму, но он был арестован в Германии и экстрадирован в Сингапур.
Суд принял во внимание то, что ущерб банку был нанесен неумышленно и осудил Ника на 6,5 лет вместо 14. На суде Ник говорил о том, что он был поглощен игрой и до последнего верил в победу.
Находясь в заключении, Лисон написал книгу “Rogue Trader”, доход от которой пошел в счет погашения задолженности банка. Книга была экранизирована.
Теперь Лисон живет на западе Ирландии с новой женой и маленьким ребенком. Он читает лекции о том, как смог уничтожить старейший банк и призывает людей учиться на его ошибках. Он зарабатывает более $100,000 за выступлениях в конференциях, билеты на которые стоят по $500.
В мире финансов Лисона недолюбливают. Один из трейдеров, потерявший деньги из-за мошенничества Ника, честно заявил ему о том, что в случае нахождения у него смертельной болезни, он приедет убить Лисона.
Банк Barrings, работавший 233 года, был раззарен трейдером без высшего образования, который проработал в банке менее 5 лет. Потери банка составила $1,4 миллиарда, он был продан нидерландскому конгломерату ING за 1 фунт. Все движимое и недвижимое имущество банка было продана для оплаты задолженности.