Итак, произошло событие, которого ждали 4 года — в алгоритме Биткоин-майнинга в два раза уменьшилась награда за найденный блок, которая теперь составляет 12,5 BTC. Это “ополовинивание” — стандартное и заранее известное событие, заложенное в Биткоин его создателем, Сатоши Накомото, происходит с периодичностью каждые четыре года (точнее, через каждые 210000 блоков). В прошлый раз “ополовинивание” случилось в 2012-ом году, когда награда за блок уменьшилась с 50-ти до 25-ти монет за блок. Эмиссия и инфляция может быть проиллюстрирована графиком:
Сатоши Накамото задумал Биткоин в качестве дефляционной денежной единицы. Любой экономист вам скажет, что дефляция это очень плохо и приведет в качестве примера историю Японии 90-ых, ведь для денег, которые не обесцениваются, справедлива функция сохранения капитала и выгоднее их придержать, чем пускать на покупки. Однако, Сатоши руководствовался другими соображениями. Как заставить как можно большее количество людей начать пользоваться Биткоин? Надо дать им инструмент для инвестиций, такой, как, например, золото. Однако, золото есть золото, а Биткоин целиком основан на доверии его пользователей и и может быть обеспечен только потребностью в этом инструменте в качестве денег. Действительно, если бы Биткоин не мог использоваться в качестве денег для экономики, то он был бы аналогом конфетных фантиков с совершенно дутой ценой. В результате Сатоши создал систему сдержек и противовесов, в которой с одной стороны находились спекулянты и инвесторы, а с другой майнеры и пользователи. Для последних, кстати, текущая цена в пересчете на другие валюты практически не важна, ведь и обменники и покупатели и магазины с товарами пользуются одним и тем же текущим курсом валют, а цены все еще как правило указаны в долларах.
Для майнеров же текущий курс очень важен, ведь для уплаты счетов за электричество приходится менять биткоины на фиатные валюты. В случае с инфляцией майнеры бы просто зарабатывали больше биткоинов, однако, мяч бы постоянно находился на стороне пользователей, а инвесторов бы практически не существовало как класса. В инфляционной схеме цена биткоинов была бы целиком обусловлена потребностью в них в качестве денег, а не инвестиции. Грубо говоря, Сатоши посчитал, что с дефляцией и Биткоин будет гораздо больше потенциальных пользователей, которые создадут сетевой эффект и привлекут еще больше новых.
После “ополовинивания”, как можно заметить из графика, с курсом Биткоин практически ничего не произошло, но это значит, что теперь майнеры зарабатывают в два раза меньше при прежних расходах. Майнеры с энергонеэффективным оборудованием (как правило мелкие) должны будут отпасть, а hashrate всей системы вслед за этим упасть, что ухудшит безопасность сети и способствует дальнейшей централизации.
Напоминаем, что Биткоин — это экономический эксперимент, в котором вы участвуете на свой собственный страх и риск.