Однако, чувствуешь себя без пяти минут рецедивистом в момент, когда пишешь эти строки. События конца февраля касательно криптовалют развивались стремительно:
- 25-го февраля состоялось первое заседание рабочей группы при депутате ГД РФ Андрее Луговом, где называется число в 200 тыс. пользователей Биткоин в РФ
- 26-го февраля глава СК РФ Александ Бастрыкин предлагает “ввести уголовную ответственность за оборот и изготовление денежных суррогатов, которые приобретают все большее распространение и заменяют реальные деньги.”
- 28-го февраля ЦБ РФ создает рабочую группу по инновациям в финансовой сфере
- 29-го февраря Минфин предлагает законопроект по уголовному преследованию за обмен криптовалют
В частности, в Минфине заявили:
За обмен рублей на криптовалюты предлагается ввести наказание, предполагающее преступление средней тяжести. По Уголовному кодексу, максимальное наказание за умышленное преступление такой категории не может превышать пяти лет лишения свободы. Свой выбор наказания в Минфине объяснили тем, что “только при средней тяжести начинается право оперативно-розыскной деятельности”, отсутствующее при административных нарушениях…
…в вероятном итоге это будет закреплено за Следственным комитетом. Наказание предполагается довольно жесткое, но это обусловлено особенностями нашего процессуального законодательства.
Различные организации и ведомства обсуждают одну и ту же тему практически в одно и то же время. Совпадение? Не думаю!
Нам удалось связаться с Элиной Леонидовной Сидоренко, главой рабочей группы при депутате Луговом и вот что удалось узнать:
Организуемый нами координационный научный центр будет функционировать под эгидой Комитета по безопасности ГД РФ, но при этом будет НЕЗАВИСИМЫМ научным центром, объединяющим специалистов в области права, экономики и компьютерных технологий. Ключевые направления деятельности центра включают в себя:
– оценку рисков легализации и рисков запрещения оборота криптовалюты в РФ;
– координацию позиции министерств и ведомств в части определения правовой политики в этой сфере (ведомственные подходы можно разделить на три группы: органы, выступающие против всякого оборота денежных суррогатов, видящие необходимость взятия под госконтроль виртуальной валюты, и министерства, пока не знающие, как к ней подойти). Через организацию совместных мероприятий и курсов повышения квалификации, а также выполнение научно-исследовательских работ по теме криптовалюты мы намерены привести существующие позиции к общему знаменателю. Очень надеюсь, что таким знаменателем станет определение границ правомерности оборота криптовалюты (в частности, запрепление идентификации пользователей, лицензирование деятельности по обороту криптовалюты и др.), а не ее повсеместный запрет;
– укрепление международного и межгосударственного сотрудничества. Планируется, что наши специалисты будут выступать спикерами на проводимых ООН, ОБСЕ, ОЭСР и др. организациях мероприятиях по обсуждению проблем отмывания преступных доходов, финансированию терроризма, оборота оружия, наркотиков, коррупции.В отличии от иных рабочих групп, созданный координационный центр будет работать на постоянной основе и, что не менее важно, в постоянном контакте с министерствами и ведомствами. Важно отметить и тот факт, что он, в первую очередь, является научной организацией. А это значит, что в решению обозначенный проблем мы будем стараться подходить системно и опираться не на сиюминутные политические вызовы, а на объективные потребности экономики и права в развитии новых технологий.
Итак, Минфин и СК, с одной стороны, на постоянной основе проталкивают законопроекты по преследованию за майнинг (эмиссию), а теперь еще и обмен. С другой стороны, похоже, что в высших эшелонах власти у криптовалют появились и, скажу осторожно, реальные противники однозначного запрета. По-крайней мере, можно надеяться, что вскоре позиция руководства страны по этому вопросу станет средневзвешенной.