Стратегический советник Citigroup: размышления о Биткоин

От переводчика: Ирвинг Владавски-Бергер занимает пост стратегического советника по инновациям Citigroup, одного из крупнейших банков в США и мире. До этого, он 37 лет проработал в компании IBM, где его обязанностью было выявление технологических трендов, способных коренным образом изменить ландшафт мира информационных технологий. Владавски-Бергер занимал пост сопредседателя консультативного совета по информационным технологиям при президенте и был одним из основателей комитета компьютерных каук и коммуникаций национального совета по науке. В данной статье вы найдете его взвешенный и рассудительный, и, в целом, положительный взгляд на Биткоин. Приятного чтения.

Размышления о Биткоин

С тех пор как я присоединился к Citigroup в качестве стратегического консультанта в марте 2008, я провел много времени, размышляя о продолжающемся переходе к глобальной цифровой денежной экосистеме. На протяжении более 2500 лет, деньги играют центральную роль в становлении цивилизаций и в человеческой деятельности всех видов. Как результат, исторический переход к цифровым деньгам является одной из наиболее интересных и важных социальных проблем на ближайшие десятилетия. По степени влияния он вполне может оказаться среди других крупных технологических общественных преобразований таких, как электричество, радио и телевидение, а также Интернет и Всемирная Паутина.

Эволюционирование к цифровой денежной экосистеме включает в себя намного больше, чем превращение денег, наличных денег, чеков, кредитных и дебетовых карт, и им подобных из физических объектов в цифровые, которые мы будем носить с собой в наших умных мобильных устройствах. Она охватывает всю экосистему денег, в том числе глобальные платежные инфраструктуры, управление личными и финансовыми данными, глобальные финансовые потоки между учреждениями и между учреждениями и отдельными лицами, вопросы государственного регулирования, безопасности и конфиденциальности, и так далее.

Практически ни один аспект мировой экономики не останется не затронутым. Со временем, мобильные устройства станут нашими личными окнами во все более глобализирующуюся цифровую экономику. И, поскольку непрекращающиеся технологические прорывы позволяют нам привнести прогресс в практически любой вид человеческой деятельности, цифровые деньги не являются исключением. Мобильные телефоны и доступ в Интернет прошли путь от роскоши к необходимости, так что совсем скоро почти каждый человек на планете сможет себе их позволить. Эта эволюция займет десятилетия — глобальные исторические изменения требуют много времени, но она определенно произойдет.

Когда мне приходится участвовать в дискуссиях на тему цифровых денег, меня часто спрашивают мое мнение о Биткоин. Мои ответы не всегда были положительными, потому что я, честно говоря, не знаю, что и думать о Биткоин. Я обычно говорю людям, что развитие цифровых денежных экосистем — это настолько сложная задача, что лучше, по крайней мере в данный момент, придерживаться традиционных валют, например, $, £, €, ¥, ₩, которые понятны всем. Добавление новых криптографических валют в этот список, создает также и всевозможные новые осложнения.

Биткоин — это одновременно и цифровые деньги и платежная peer-to-peer система. Созданная в 2009 году, она использует криптографию для управления возникновением и перечислением денег. Она не подкреплена центральными правительствами или банками. Ее стандарты и защита регулируются Bitcoin Foundation. Благодаря открытому исходному коду, сложные протоколы Биткоин стали общедоступными, что и привело к широкому распространению и популярности.

Несколько последних месяцев, в частности, принесли шквал статей о Биткоин от ряда уважаемых ученых, экономистов и журналистов. Некоторые из них, такие, как например мой друг и бывший коллега из IBM Джон Патрик, считают, что “Биткоин имеет все атрибуты раннего Интернета”. Другие относятся к криптовалюте довольно отрицательно.

Поэтому я решил, что пришло время и для меня поглубже изучить Биткоин, почитать недавние статьи и попытаться сформировать свое собственное мнение. Прочитав много различных статей, я понял, что их авторам далеко до общего консенсуса: заголовки разнятся от “Почему Биткоин важен” до “Почему я хотел бы, чтобы Биткоин сгинул“. Все эти статьи, которые я нашел весьма поучительными, помогли мне сформировать свое собственное мнение, о котором я раскажу ближе к концу этого поста, но сначала позвольте мне объяснить, как я к нему пришел.

“Почему Биткоин важен” является одной из самых нашумевших недавних статей, опубликованных в Нью Йорк Таймс, предпринимателем и инвестором Марком Андреессеном. Андреессен сравнивает Биткоин в 2014 году с персональными компьютерами в 1975 году и с Интернетом образца 1993-го года. Его венчурная компания, Andreessen Horowitz инвестировала около $50 млн. в стартапы, связанные с Биткоин, и продолжает активно искать новые. В своей статье, Андреессен указывает, что существует огромная пропасть между тем, как пресса и экономисты видят Биткоин и тем, как на него смотрят технологические эксперты и предприниматели:

Во-первых, на самом фундаментальном уровне Биткоин является прорывом в области компьютерных наук — прорывом, который опирается на 20 лет исследований в области криптографических денег, и на 40 лет исследований в области криптографии… Биткоин, пожалуй впервые в истории, дает нам уникальную возможность передачи части цифровой собственности [например денег, договоров, акций и облигаций] от одного пользователя Интернета другому так, что передача гарантированно будет безопасной и надежной, и все будут знать, что передача действительно состоялась, и никто не сможет оспорить легитимность передачи. Последствия этого прорыва трудно переоценить.

В частности, он считает Биткоин новым видом распределенной платежной системы, “это способ обмена деньгами или активами для сторон без каких-либо ранее существовавших доверительных отношений… первая платежная система, где сделки происходят либо вообще без каких-либо сборов либо за очень низкую плату. Существующие платежные системы взимают плату в размере около 2-3 процентов — и это в развитых странах мира. В большом количестве других мест, где нет современных платежных систем, тарифы значительно выше”.

Как цифровая валюта, Биткоин был достаточно волатильным, с большими колебаниями стоимости на протяжении дней, недель и даже месяцев. Совсем недавно обменный курс Биткоин колебался между $600 и $900. Его волатильность во многом связана со спекуляциями и относительно низкими объемами транзакций. Несмотря на положительные качества хорошо защищенной цифровой платежной системы, многие считают, что волатильность валюты, скорее всего, отпугнет подавляющее большинство частных лиц и продавцов. Андреессен с этим не согласен:

Критика, что торговцы не будут принимать Биткоин из-за его высокой волатильности, также не состоятельна. Биткоин может использоваться полностью, как платежная система; торговцам не нужно держать у себя какое-либо количество Биткоин и тем самым подвергаться воздействию рисков волатильности. Любой потребитель или продавец может вести торговлю в Биткоин или других валютах по собственному выбору.

Несколько недель назад, технологический журналист Гленн Флейшман написал статью, в которой попытался опровергнуть аргументы Андреессена. Впрочем, его статья начинается, с согласия, что Биткоин представляет собой важное нововведение в платежных системах:

Я согласен с Андрессеном, что Биткоин является первым практическим масштабным механизмом решения проблемы децентрализованых доверительных отношений — сторонам не обязательно знать друг друга или доверять друг другу для успешного совершения сделок, которые при этом поддаются проверке и бесповоротны… Я также полностью согласен с мнением Андрессена, что Биткоин можно использовать для огромного числа других предназначений, не связанных с деньгами, в которых требуется неопровержимые и необратимые доказательства совершения сделок.

Но затем он продолжает оспаривать многие из точек зрения, высказанных Андрессеном, в том числе вопрос ликвидности Биткоин, низкие сборы транзакций, и его защищенность от мошенничества, воровства и другой незаконной деятельности. В ноябре прошлого года Флейшман опубликовал в The Economist статью под названием “Биткоин под давлением“, в заключении которой отметил: “Он (Биткоин) математически элегантный, популярный, но и весьма спорный. Биткоин становится заложником собственного успеха, который становится причиной возрастающего давления” и далее объясняет свою озабоченность:

Успех Биткоин выявил, в частности, и три его слабости. Он не так уж безопасен и анонимен, как кажется; в майнинге наступила эпоха непредсказуемой вычислительной гонки вооружений, а система распределенного гроссбуха (blockchain) становится слишком громоздкой. Помогут ли саморегулирующиеся механизмы Биткоин, и возвышенный интерес пользователей устранить эти недостатки и поддержать Биткоин на плаву?… Возможно Биткоин, как и Интернет в свое время, будет плавно эволюционировать из хитрого эксперимента в предмет высокой полезности. Но он также может пойти по пути Napster, который, будучи инновационной системой обмена музыкой, был вытеснен другими проектами, преодолевшими его технические и коммерческие недостатки.

Флейшман считает, что Биткоин дает возможность переосмыслить то, как финансовая система может и должна работать в эпоху Интернета. Но он делает различие между его будущим в качестве технологии и его будущим как валюты. “Биткоин показывает путь развития более безопасных, надежных и практичных способов хранения и перемещения ценностей. В качестве валюты, во что я верю с трудом, он вряд ли станет заменой доллару, евро или юаню. В качестве модели платежных систем будущего, я полагаю, он уже доказал свою ценность”.

Выводы Флейшмана, с которыми соглашусь и я, похожи на выводы Карен Вебстер, ведущего эксперта в области платежных систем, которая в статье “Оглядываясь назад в конце 2013-го” написала следующее: “Мы прогнозируем, что в конечном итоге выиграют более всех те, кто понимает, что есть разница между технологией в основании Биткоин и Биткоин-валютой, и станет инвестировать в совершенствование первой, а не последней”.

В целом ряде статей мнения были резко отрицательными. На панели Всемирного экономического форума в Давосе, экономист Йельского университета и лауреат Нобелевской премии Роберт Шиллер сказал, что Bitcoin “это просто удивительный пример пузыря“. Как написал Business Insider, Шиллер видит источник вдохновения в том, что Биткоин произошел из компьютерных наук, он не воспринимает его, как следующую ступень экономического прогресса и даже считает это возвращением к темным векам. Шиллер, эксперт по экономическим пузырям, считает, что большей частью своей привлекательности Биткоин обязан своей крайней волатильности.

Другой лауреат Нобелевской премии, экономист Пол Кругман выбрал для одной из своих недавних статей в New York Times название “Биткоин — это зло“. Основания для негативных взглядов Кругмана похожи на соображения Чарли Стросса, который написал сильную критику Биткоин в “Почему я хочу, чтобы Биткоин сгинул”:

Биткоину сопутствует политика. Решения о том, как управлять деньгами, налогами и экономикой имеют последствия, по этим последствиям можно судить о финансовой системе… Биткоин выглядит так, как если бы он бы разработан в качестве оружия, предназначенного нанести урон центральным банкам. С либертарианской идеологией — помешать государствам собирать налоги и контролировать финансовые операции своих граждан.

Наконец, остается вопрос о том, должны ли Биткоин и другие виртуальные валюты стать предметом финансового регулирования, аналогичного тому, которое в настоящее время применяется для существующих валют. Борьба с отмыванием денег ведется для того, чтобы контролировать незаконную деятельность, остановить доходы от торговли наркотиками и финансирование террористической деятельности. Биткоин был связан с подобной незаконной деятельностью, что привело к нескольким недавним арестам, после чего правительства принялись рассматривать вопрос регулирования Биткоин и цифровых валют подобных ему.

“Дни анонимных транзакций Биткоин и независимых бирж, за которыми бы никто не следил, закончились,” — таким был заключительный абзац в этой статье. “По мере развития виртуальной валюты, торговые фирмы, и, возможно, даже их пользователи, столкнутся с возрастающим государственным контролем, что автоматически повлечет рост затрат”.

Теперь, после прочтения всех этих статей и моих размышлений над ними, я бы хотел резюмировать свои взгляды на Биткоин:

  • Достижения криптографии и развитие технологий, лежащих в основе Биткоин, вероятно, сыграют важную роль в развитии Интернета Денег, то есть цифровых денежных систем в эпоху Интернет. Но, как и в случае со всеми сложными платформами, его архитектуре, протоколам и управлению еще предстоит развиться. Неизвестно, будет ли тогда эта самая платформа все еще назваться Биткоин или нечто другое займет это место.
  • В обозримом будущем, основная часть средств, проходящих через подобную экосистему цифровых денег, по-прежнему будет основываться на существующих валютах. Цифровые валюты могут играть важную роль нишевых. Пока не ясно, останется ли сам Биткоин в списке выживших цифровых валют.
  • Учитывая центральную роль денег во всех аспектах экономики, общества и нашей личной жизни, правительства будут продолжать регулировать использование цифровых валют, будь то существующих или валют, которым еще только предстоит появиться.

Источник: Reflections on Bitcoin

По теме

Комментарии закрыты.