В июне 2009-го года Министерство Торговли Китая впервые ввело определение «виртуальной валюты» и вслед за этим ввело регулирование этого рынка. Вот выдержка из официального пресс-релиза:
Виртуальная валюта, конвертируемая в реальные деньги по определенному обменному курсу, может быть использована только для покупки виртуальных товаров и услуг, предлагаемых эмитентом валюты, но не для покупки реальных товаров или услуг.
К подобному решению Министерство подтолкнул небывалый рост популярности виртуальной валюты под названием Q-coins, которую продавал китайский Интернет-холдинг Tencend, собственник крупнейшей китайской социальной сети QQ, одноименного месенджера и множества других игровых и развлекательных виртуальных сервисов.
Изначально курс одной монеты равнялся 1-му юаню (около $0.12). Эту виртуальную валюту можно было купить за наличные, при помощи кредитки или через телефонный счет. Такие монеты можно было потратить на виртуальные подарки внутри социальных сетей, различные игровые предметы и т.д. Чего никто не ожидал, так это того, что люди начнут использовать Q-монеты для торгового обмена. Появились обменники и магазины, Интернет-казино, расцвел теневой рынок и даже проституция за Q-деньги. Люди (особенно молодежь) все меньше нуждались в таком платежном инструменте, как юань, проводя свое время в виртуальных утехах. Q-монеты также использовались для быстрых переводов — достаточно было открыть временный аккаунт в сети Tencent, завести деньги на Q-аккаунт и по телефону передать пароль маме, живущей где-нибудь в глубинке, а дальше мама могла, в свою очередь, переводить Q-монеты для совершения покупок.
Впервые вопрос о регулировании Q-сферы поднялся в 2007 году, когда в системе было около 200 миллионов пользователей (сейчас почти 900). Обороты рынка достигли нескольких миллиардов юаней и правительство заметило инфлирующее влияние виртуальных Q-денег на курс реальных юаней, после чего магазины и обменники, принимающие эти монеты в обмен на предметы и услуги реального мира, были объявлены вне закона. Вслед за этим было дано определение виртуальной валюты, приведенное в начале статьи. Напомню, что тогда речь шла всего лишь о паре миллиардов юаней и 200 миллионах пользователей. У Биткоин на данный момент всего около 10-ти миллионов пользователей, а сколько из них китайцев и каков оборот этого рынка в Китае, не известно. Стоит ли беспокоиться?
Как мы видим, китайское законодательство почти готово к Биткоин, вернее, будучи официально юридически объявленной «виртуальной валютой», криптовалюта не сможет получить легальный статус обменного средства на предметы реального мира. Попросту говоря, возможна ситуация, что ни для чего, кроме спекулятивных сделок и как средство обмена на черном рынке она использоваться не сможет, по крайней мере в Китае. При наличии подобного прецедента, запретить Биткоин китайские власти смогут лишь щелкнув пальцами, как только он, видимо, достигнет определенных опасных оборотов.
Между тем, все больше стран признают разрушительный для национальных экономик потенциал технологии Биткоин: Таиланд признал Биткоин нелегальным в июле, Китайский ЦБ предупредил о рисках всего неделю назад, а сегодня настал черед Кореи повторить “про опасения” за своими китайскими коллегами.
P.S. В отчете Европейского ЦБ от 2012-года, риск влияния виртуальных валют на монетарную систему ЕС, оценивается, как очень низкий. Напомним, что спустя год, после выхода этого отчета, курс Биткоин вырос примерно в тысячу раз. Остается запастись попкорном и ждать новые прогнозы центральных банков.